Символом старинного Кременца, дата основания которого до сих пор остается предметом полемики, считается крепость на горе Боне. Некоторые исследователи утверждают, что название горы, а также название замка происходит от имени королевы Боны. Хотя по данным энциклопедии сама кременецкая крепость была построена в дохристианский период приблизительно в VIII-IХ веке.
Первое упоминание о Кременце встречается в польских хрониках в 1064 г. Но исследователи М. Белинский и Т. Липинский в трудах «Древняя Польша» считают, что нет оснований или каких-то сведений об основании Кременецкого замка.
По версии польского монаха-путешественника XVII века Шимона Окольского, в 1073 году польский король Болеслав Смелый шел на Русь на помощь родственнику князю Изяславу. В Киеве вспыхнуло восстание. По пути Болеслав зашел в Кременец, но получить его не смог. Тогдашний обладатель города и замка Дениско Мокосий добровольно уступил их польскому королю. За это король якобы подарил Мокосию грамоту, которой подтвердил право род Мокосиив на вечное владычество Кременцем и замком.
Ипатьевская летопись упоминает Кременец как город Галицко-Волынского княжества только в 1226 году. Интересны описания волынских городов-замков, в том числе кременецкого замка, которые сделал архиепископ францисканского ордена Джованни да Лиан де Карпини в 1248-1249 гг Это еще раз подтверждает, что кременецкий замок существовал задолго до правления королевы Боны.
4 апреля 1536 внук Ягайло (Владислава II) Сигизмунд I Старый - король польский и великий князь литовский - привилегией передает замок кременецкий с селами жене Боне. Королева Бона владела Кременецкой волостью в 1536-1556 годах.
На цій горі руїни, мов корона,
Внизу вогнями світять вечори.
Що залишилось? Бона, Бона, Бона!
Ім'я печальне темної гори.
Эти строки баллады о дикой розе - королеве Боне - были написаны заведующей кафедрой украинистики римского университета "Ла Сапьенца", автором вступительного слова к «Энциклопедии Киево-Могилянской академии в именах XVII-XVIII века", поэтессой Оксаной Пахлевской под впечатлением от пребывания в Кременце .
Что именно могло внушить ей такие тайные и мрачные аллегории? Фигура королевы Боны в народных преданиях и легендах окутана коварством и жестокостью. Как известно из истории, итальянка Бона была родственницей императора Священной Римской империи Максимилиана I из Габсбургов, дочерью миланского дука Сфорца. Она объединила вокруг себя интриганов. Как отмечает польский исследователь, все усилия Боны были направлены на укрепление династии Ягеллонов в Европе и борьбу против Габсбургов и Гогенцоллернов. Гетман Ян Тарновский, краковский епископ Самуил Мацейовский, дипломат польский в Германии, Австрии, Нидерландах Ян Дантишек были у нее под пятой. Королева стремилась собрать для своей династии огромное богатство и для достижения этой цели не пренебрегала ничем. Это касалось и кременецких земель - для местного люда были введены значительные поборы.
Есть народная легенда, согласно которой по приказу королевы Боны был протянут кожный мост от замковой горы кременецкой над пропастью, по которому она ежедневно прогуливалась. Мост оборвался, и пока она падала, то очень сильно молилась. Чудом осталась жива. И в благодарность за свое спасение построила в Кременце под замковой горой католический францисканский монастырь. Но в Кременец королева Бона скорее всего даже не приезжала, по крайней мере мы не находим таких утверждений в тогдашних польских изданиях.
Если бы описанное народной легендой событие имело место в действительности, то это произошло бы в 1539 году, поскольку именно в этом году, как свидетельствуют архивы, по распоряжению королевы Боны было начато строительство монастыря.
Таким образом, остается открытым вопрос, имеет ли образ королевы Боны отношение непосредственно к горе, покрытой лесом и увенчанной руинами замка?
На наш взгляд, название горы может быть связано с тем, что языческие образы и обряды еще не совсем стерлись в памяти людей после введения христианства. Не исключено, что люди обладали знаниями римской мифологии, что и создало образ Боны - имя печальной темной горы.
Интересно, что с латинского языка Бона Деа - добрая богиня. В римской мифологии она является одной из богинь-матерей, на имя которой было наложено табу. Священнодействия в честь Боны Деа отправлялись в мае в храме Авесты, а в декабре - в доме высшего магистрата. В священнодействиях участвовали девы-весталки. В мифологических источниках Бона Деа иногда совмещалась с богом леса. Изображена она с рогом изобилия и змеями.
Можно ли на этом исследовании ставить точку? Опять листаем страницы римской мифологии. И вот оказывается, что культ Боны Деа имел и второе значение. Больше всего он был распространен среди низших классов. Бону называли полевой, кормилицей, целительницей, покровительница сельской общины - "пага". Не отсюда ли привычка-поверье в Западной Украине говорить на детей "плохая" и "плохой", чтобы не сглазить.
Попробуем рассмотреть название кременецкой горы в другом ракурсе. Бона Деа - «могучая», «светоносная", "небесная". Бона - хорошая, мощная гора, с ее замковыми стенами неоднократно защищала свой народ на протяжении веков. И, возможно, лишь случайное совпадение названия горы с именем королевы Боны Сфорца породил новую версию-легенду.
Рекомендуем почитать про фрукторианство в блоге о путешествиях
Аделина КОНЧИНА