RU
Расписание: Пн-пт 9 - 18

Речка Черная Тиса

Черная Тиса - один из главных истоков реки Тиса. После слияния с Белой Тисой около города Рахов начинается большая река Тиса, которая протекает через земли нескольких государств: Украины, Румынии, Венгрии, Сербии и Черногории. Там, в Сербии, в автономном крае Воеводина, ниже города Нови Сад, Тиса впадает в Дунай.

Истоки Черной Тисы начинаются под перевалом Околы, расположенном в небольшом поперечном хребте, который, словно гигантский мост, перекинут между Главным Водораздельным хребтом Карпат и хребтом Свидовец с  их вершинами Браткивская (1792 м) и Унгаряская (1711 м). Этот перевал ведет из долины Черной Тисы в долину реки Турбат - большого левого притока Брустуранки, одного из истоков Тересвы.

Длина Черной Тисы - 49 км, площадь водосбора - 567 кв. км. После слияния с Белой Тисой в городе Рахове до Дуная ей остается пройти еще 966 км.

В Черной Тисы есть четыре основные притоки. Три из них - в вершинной части реки (Апшинец, Станислав и Довжана). Четвертая и самая большая - Лазещина впадает в Черную Тису слева в поселке Ясиня, на расстоянии 27 км от слияния двух Тис. Длина Лазещины -21 км, а площадь водосбора - только 159 кв. км.

Черная Тиса, как и Белая, протекающих на территории Раховского района Закарпатской области. Примечательные участки на реке выделить трудно, хотя вершинная часть немного отличается от остальных. Здесь. от истоков до правого притока - Станислава, река формируется, принимая небольшие потоки. Русло маловодное, незначительные препятствия чередуются с гладким и быстрым течением, низкие берега в узкой и глубокой долине сжатые крутыми склонами. Вдоль берега с самого верховья идет относительно хорошая дорога до Ясиня, а ниже - шоссе Яремча - Рахов. Выше села Черная Тиса, на значительной протяженности, вплоть до истоков, поселений нет, только лесничества.

С долины реки на перевал Околы ведет старая мощеная дорога в очень хорошем состоянии (лишь несколько аварийных мостов опасны для проезда). Серые квадратики брусчатки, заросшие в швах зеленой травой, с двух сторон отделены квадратами помельче, имитируя тротуар, бетонные инженерные сооружения, защищающие дорогу от размыва водами, создают впечатление заброшенной улицы в городе, если бы не стремительные склоны гор и труднопроходимый лес с двух сторон.

С перевала недалеко уже и до самого истока. На север широкой просекой ведет дорога. Через минут 20 - 25 она выводит на большую полонину. С правой стороны дороги на границе пастбища и леса лежит огромная глыба камня, на котором на венгерском языке написано, что здесь виток Тисы. и дата - 1882 год. Но более чем за сто лет источник спустился ниже, в лес. Здесь в советское время был построен монумент в виде большой бетонной стены, которая подперла склон. С этой стены бьет источник в большую чашу. Это и есть виток Черной Тисы. Монумент украшают беседки, мощеная камнем площадка, тумбы с цепями, другое. Но не "убежит" ли отсюда источник, неизвестно.

Водность Черной Тисы, как и всех карпатских рек, претерпевает значительные изменения в течение года. Характерной особенностью внутригодового распределения стока является наличие паводков на протяжении большей части года, неустойчивые летне-осенние и зимние межени и нечетко выраженное весеннее половодье, формируемое талыми и дождевыми водами. Скорость воды в реке, в зависимости от сезона, составляет 4 - 9 км/ч, наклон русла - от 3 до 15 м/км. В русле - мели, завалы, небольшие пороги, низкие мосты, насыпи на крутых поворотах, искусственные пороги для аэрации воды. Но все это касается вершинного участка, до впадения Лазещины. Ниже Черная Тиса имеет элементы горной реки: мощные шиверы, пороги, стоячие волны, водовороты, высокие скальные берега, во многих местах закреплены бетонными стенами. С обеих сторон реки на склонах - лес.

Лоция реки

  1. Начало сплава по Черной Тисе изрядно зависит от уровня воды в реке. При слишком высокой воде можно попробовать сплавиться почти от подножия перевала Околы, хотя это очень проблематично. При средних уровнях - от устья реки Станислав, которое чуть выше лесничества в селе Черная Тиса, а при более низких - из поселка Ясиня, от устья Лазещины.
  2. Заехать в поселок Ясиня довольно просто, поездом на Рахов или автобусами. С Ясиня до села Черная Тиса ездит рейсовый автобус.Выше - пешком или попутными лесовозами.
  3. В долине под перевалом Околы сливаются Черная Тиса и ее левый приток Рипьянец. В их долинах лежат урочища Околы и Рипьянец. Река Черная Тиса здесь еще очень мала и больше похожа на большой поток. Вниз по ее берегу идет лесовозная дорога, проходя урочище Большой Видлиг, несколько лесничеств, границ, общежитий лесорубов. На реке много искусственных небольших водопадов для аэрации воды. Ведь Черная Тиса - форелевая река. Дорога много раз переходит с одного берега на другой. Долина узкая, до самой реки по склонам спускается лес. Береговая терраса низкая, узкая, местами заболоченная. На незначительных расширениях долины - маленькие сенокосы, лесничества. В этой узкой долине река часто и резко петляет. Есть простые шиверы в дополнение к искусственным водопадам. Сплав проблематичен, имеются опасные искусственные водопады.
  4. После впадения правого притока Станислава, который несет свои воды с хребта Свидовец, по Черной Тисе можно сплавляться при более или менее высокой весенней воде. В долину Станислава идет лесовозная дорога, предварительно переходя Черную Тису мостом. Станислав перед впадением в Черную Тису протекает в глубоком узком овраге с обрывистыми берегами. В русле - большие камни и множество порожков, на которых пенится вода. Вода мутнее, чем в Черной Тисе, и еще долго она не смешивается с чистой водой, а течет мутным потоком под правым берегом Черной Тисы.
  5. От устья Станислава начинается село Черная Тиса, усадьбы которого вольготно разбежались по склонам, покрытых многочисленными горными долинами. Только за ними, высоко на хребте, начинается лес. Село Черная Тиса долго тянется берегами реки и незаметно переходит в поселок Ясиня. На этом участке русло извилистое, много мелководных шивер, бродов, есть несколько мостов, которые затрудняют сплав. Выпуклый берег на поворотах реки всегда поднимается вертикальными стенами, чаще скальными. От устья Станислава до устья Лазещины около 1 ч 40 мин чистого сплава.
  6. Река Лазещина добавляет хорошую порцию воды, но сплав от этого не становится легче. Лазещина впадает в Черную Тису в самом центре Ясини, возле турбазы "Эдельвейс". Ясиня - общепризнанный центр туризма в Закарпатье, расположенный у подножия самых высоких вершин Украинских Карпат - Говерлы, Петроса и Близницы на высоте около 650 м над уровнем моря. Поселок растянулся вдоль берегов Лазещины и Черной Тисы почти на 20 км. Отдельные усадьбы живописно разбросаны по пологим склонам. С севера к поселку подступают отроги Главного Водораздельного хребта, с юго-запада - Свидовца, на юго-востоке возвышаются склоны Черногоры. Ясиня впервые упоминается в документах 1555 г. Испокон веков здесь проходил один из путей через Карпаты. В поселке развиты народные промыслы, до сих пор сохранились яркие гуцульские обряды и обычаи, оригинальная музыка и, особенно, народная одежда. Ясиня - популярное место для зимних видов спорта, а также начальный и конечный пункт многих интересных туристических путешествий по Черногории, Горганах и Свидовцу.
  7. Черная Тиса ниже поселка Ясиня становится более полноводной, а русло шире, но характер реки не меняется. На правом берегу шоссе Яремча - Рахов. В русле - шиверы, большые и малые камни, отмели...Такая ситуация остается неизменной до устья правого притока Свидовец (1 час чистого сплава). В устье есть небольшое одноименное село. Долиной Свидовца, через ущелье Дианы идет дорога на склоны Близнецы, в приют "Драгобрат" который расположился недалеко от вершин Близница и Стог.
  8. Ниже устья Свидовца ситуация на реке меняется. Одна за другой расположены шиверы, которые, постоянно усложняясь, переходят в каскады выразительных порогов. Долина сужается. Берега становятся высокими, обрывистыми. Во многих местах они укреплены бетонными стенками и река здесь несется, как в каменном лотке. За устьем Свидовца река поворачивает вправо и проходит под деревянным мостом. Сразу за мостом слева впадает небольшой поток. Он является ориентиром порога, расположенного чуть ниже, на правом повороте реки. Порог каскадный и состоит из трех каменных гряд, которые перегораживают русло Черной Тисы. Первая - довольно высокая.
  9. Через 25 мин сплава от устья Свидовца, с правого берега Черной Тисы падает живописный водопад Труфанец. Ниже - еще два небольшие потоки круто падают в реку.
  10. Ниже - шивера средней сложности, за ней - подвесной мостик напротив урочища Косивчик на правом берегу Черной Тисы.
  11. Еще одна шивера и за ней - железнодорожный мост. В этом районе в Черную Тису впадает правый приток Тростянец. Эта небольшая речка и ее долина связанные с бывшей вулканической деятельностью на территории Карпат. В ее долине выходят на поверхность вулканические породы на отрезке почти трех километров. Общая мощность их толщины - почти 500 м. Она состоит из наслоений потоков лавы и туфов. Отслоение шаровых лав можно посмотреть на правом берегу Тростянца, недалеко за первым мостом от устья. Выше есть диабазы. Часто они имеют зеленый цвет, от большого содержания хлорита. Здесь же можно встретить гигантопорфирные породы, в которых кристаллы полевых шпатов (розовый калишпат и серый плагиоклаз) достигают 5 см в поперечнике. С цеолитов часто попадается ломонтит, реже - анальцим, с этой же группы цеолитов. В долине есть еще много различных геологических образований, архитектором которых является сама природа.
  12. За железнодорожным мостом расположена шивера, которая заканчивается перед деревянным мостом. Дорога через мост ведет в левобережное ущелье, откуда в Черную Тису впадает довольно большой поток. Долина еще больше сужается крутыми склонами гор. Железная и шоссейная дороги проходят по прорубленых в склоне полочкам.
  13. За деревянным мостом река поворачивает направо и перескакивает через очередной порог. Порог простой, падения воды сильнее под левым берегом. Далее виден еще один железнодорожный мост.
  14. Река сужается и перед железнодорожным мостом начинается длинный, мощный многокаскадный порог. За мостом река резко поворачивает влево и сразу идет дугой справа. Здесь на дуге - центральная и самая сложная часть порога. Настоящие каскады высоких уступов, некоторые высотой почти 1 м. Кроме них, в воде много подводных и надводных крупных камней, а берега - бетонные вертикальные стены.
  15.  За коротким плесом - длинная шивера с большим количеством надводных и подводных камней, небольших порожков, мелкое и широкое русло затрудняют выбор правильного пути при сплаве. На правом берегу появляется первий дом деревни Квасы, а на левом - хорошее место для лагеря. В конце шиверы в Черную Тису впадает небольшой правый приток, а ниже - через реку -  мост в долину Кевеле.
  16. За мостом - длинный порог с несколькими невысокими уступами.
  17. Небольшое плесо, и на реке один из самых сложных порогов Черной Тисы. Сначала река поворачивает вправо и входит в порог, а основная часть - уже на левом повороте. Правый берег - бетонная стена. Порог состоит из трех каскадов, каждый высотой около 1 м суммарного падения воды. Основной поток течения перескакивает через большие камни, беспрерывно меняя направление. От моста в долину Кевеле до этого порога - 10 мин. сплава.
  18. Короткий участок быстрой воды - и снова мощные уступы следующего порога, расположенного на резком сужении русла и повороте. На правом берегу - дома села Квасы.
  19. За порогом - плес. Через реку - подвесной мостик. Чуть ниже мостика в Черную Тису впадает значительный левый приток. Мостик является ориентиром начала длинной шиверы, которая заканчивается коротким мощным порогом на сужении русла.
  20. За следующим плесом ситуация повторяется, только выход из шиверы легче. Здесь на правом высоком берегу обустроенное место отдыха.
  21. Ниже река немного успокаивается, хотя каменистые шиверы идут одна за другой, но сложность и мощность их меньше. То левый, то правый берег укрепленные бетонными стенами. Вверху по узкой полочке тянется шоссе. Через реку перекинуты несколько подвесных пешеходных мостиков, за ними - бетонный мост автодороги до туристической базы на левом берегу. На этом мосту начинается увлекательная прогулка на вершину горы Петрос, и далее на Черногорский хребет. От моста в долину реки Кевеле сюда не более 50 мин. сплава.
  22. Ниже моста еще одна длинная шивера, которая заканчивается небольшим порогом и большим глубоким плесом у высокого железнодорожного моста.
  23. Река продолжает быстро бежать между высокими берегами, периодически натыкаясь на препятствия. За очередным подвесным мостом русло становится широким и мелким. Берега снижаются. После еще следующих двух подвесных мостиков в Черную Тису впадает большой левый приток. Несложные для прохождения шиверы идут одна за другой с интервалом в 200 - 250 м.
  24. Ниже высокого железнодорожного моста и подвесного мостика за ним на правом берегу появляется здание автобусной остановки "Белин". От моста в Квасах сюда час сплава.
  25. Через 8 мин в Черную Тису впадает значительний правый приток, а через 25 - 27 мин на правом берегу появляется указатель "Конец населенного пункта Белин". За указателем в реку впадает значительний правый приток. Она вырывается из очень узкой и глубокой расщелины.
  26. За устьем правого притока начинается длинная и мощная шивера. И сразу на правом берегу указатель "Рахов" - начало населенного пункта ". Сложность препятствий возрастает, и заканчивается шивера возле подвесного мостика высокими стоячими волнами и мощными струями воды из крупных обливных камней. Берега становятся высокими и крутыми, местами вертикально падают в воду.
  27. Небольшой плес у железнодорожного моста и за ним, на левом повороте реки, - порог с высоким падением воды. Он выводит к подвесному мостику, смонтированному на каменных опорах старого. Это ориентир устья Белой Тисы. От указателя "Конец населенного пункта Белин" до устья Белой Тисы около 20 мин сплава. Этот участок реки самый красивый на Черной Тисе. Живописные высокие берега украшены скальными стенками, кустарниками и деревьями, сжимают уже мощные воды реки, которая пенится шумит, разбрасывает фонтаны воды на многочисленных препятствиях в русле. Река буквально прорывается к слиянию с водами Белой Тисы. Сплав на этом участке напряженный недолго, но доставляет большое эмоциональное удовлетворение.
  28. После устья Белой Тисы начинается большая река Тиса. От устья поворачивает вправо, проходит под целым каскадом мостов и уже спокойно несет свои воды в невысоких берегах. Русло очень расширяется, основные препятствия - мели и единичные камни. На обоих берегах - сплошная застройка.
  29. Внимание! После устья Белой Тисы при сплаве надо держаться правого берега, так как через 7-10 мин от устья на реке в районе шиверы с большим падением русла на незначительном отрезке, в левой половине есть небольшое водохранилище. Часть воды самотеком уходит в водохранилище и в конце падает с плотины высоким водопадом.
  30. Через 25 мин сплава от устья Белой Тисы - центр города Рахов. Здесь, у автодорожного моста можно закончить путешествие. На левом берегу, в нескольких минутах ходьбы, расположены железнодорожный и автобусный вокзалы.

Город Рахов - центр Закарпатской Гуцульщины и один из центров туризма в Карпатах.
Город в долине Тисы окружают отвесные склоны гор, образуя каньоноподобную долину.
Первое письменное упоминание о Рахове датируется 1447 годом. Происхождение названия города неизвестно, оно могло быть связано с именем первого поселенца этих мест Рахом. А народные предания утверждают, что в этих местах партизаны считали отобранное у богачей и делили между бедными. От этого место получило название Рахов.
Мягкий климат, живописные горы и полонины, целебный воздух способствовали тому, что Рахов стал Меккой туристов, а снежная зима и склоны различной крутизны - зоной лыжного спорта.
За Раховом, вниз по Тисе, лежат административные корпуса Карпатского государственного заповедника.
Недалеко еще одно известное место. В 14 км от Рахова, возле села Деловое, в урочище Малый Поток, недалеко от дороги стоит каменная пирамида. Это - центр Европы.
В 1885 - 1887 годах в этих местах развернулось строительство железной дороги Рахов - Сигет. Измерения, которые делались при ее строительстве привели инженеров на мысль, что где-то здесь должен быть географический центр Европы. Строители железной пригласили ученых, которые вычислили местонахождение центра.
В 1887 г. здесь был установлен двухметровый каменный монумент в форме четырехгранной пирамиды на прямоугольном постаменте. На мраморной плите надпись на латыни: "Постоянное, точное, вечное место. Очень точно со специальным аппаратом, который изготовлен в Австрии и Венгрии, со шкалой меридианов и параллелей установлен здесь центр Европы. 1887 р.".
Рядом установили новый обелиск. Его проект разработал молодой архитектор Е. Е. Козураку. Это металлическая стела высотой 7,2 м, символизирующая центр Европы, в верхней части которой установлен шар - символ Земли.
Так и стоят рядом. Один - старый, каменный монумент, который за 100 лет навидался всякого, и новый - металлический, который только начал свой отсчет.

Статья с книги "Туристские реки Карпат"
Владимира Захарчука и Георгия Чурчуна