Главной приманкой водных маршрутов нашего края является их яркая индивидуальность и разнообразие. На одном и том же потоке можно найти участки разной сложности, водности, величия и нрава. Одна и та же река по-разному выглядит зимой, весной, летом и осенью, в межень и паводок.
Поэтому важно вовремя выбрать место сплава, сезон и погоду в соответствии с типом и размеров судна и, что немаловажно, с уровнем вашей подготовки, опыта и квалификации. Реки Буковины пригодны для плавания на каяках, байдарках, катамаранах, надувных рафтах, а на плесе Дністра можно, при желании, использовать небольшие парусные плавсредства, катера и обычные прогулочные теплоходы. Не следует пренебрегать и правилами техники безопасности. Водный сплав, особенно по горным рекам, недаром относят к экстремальным видам туризма.
Трудно найти на территории СНГ другую такую реку, которая при относительно небольшой длине пользовалась бы у туристов-водников такой популярностью и уважением. Традиция проведения спортивных сплавов была начата с конца 50-х годов XX века, а в 1967 г. около сел Белоберезка и Петраши был дан старт І Всеукраинским соревнованиям по водному туризму на байдарках. С тех пор Черемош стал признанной ареной проведения республиканских и общесоюзных соревнований, с участием экипажей из других стран фактически превращавшихся в международные. Традиции не утрачены и сейчас, а международная известность реки все возрастает.
Чем притягивает Черемош? Прежде всего, непревзойденной по красоте окружающей средой. А еще – разнообразием, как самой водной артерии, так и полным комплексом природных препятствий, характерных для горных рек, вплоть до высших категорий сложности. Река полнится неожиданными поворотами русла, прижимами, порогами, шиверами (хаотическими нагромождениями камней в русле), водосбросами, теснинами, водоворотами, которые ни на минуту не дают расслабиться рыцарям весла и спасательного жилета.
Черемош имеет два лица: горное и предгорно-равнинное (после бурных "разборок" и переживаний в его верховьях вполне чувствуешь радость спокойного отдыха в низовьях). Важным достоинством Черемоша является близость населенных пунктов, где можно остановиться на ночлег, как в турбазах, таборах, так и в частных усадьбах. Ведь наиболее важным элементом в каждом водном путешествии является проблема ночевки в нормальных условиях: все вспомогательное снаряжение в каяк или байдарку не загрузить! Важным благоприятным фактором является удобство подъездных путей. А еще - достаточно длительный сезон годности реки для сплава - с ранней весны и до поздней осени.
Белый Черемош |
Следовательно, не теряем времени и отправляемся к верховьям реки, а точнее, правого собрата - Белого Черемоша. Интересным является происхождение названий родственных рек, имеющих названия-антонимы: Белый и Черный. Бесполезно отыскивать визуальные колористические различия между такими реками или химическим составом их вод. Топонимический анализ многих аналогичных гидронимов не только Украины, но и других стран, доказал, что традиции восходят к языческим временам, когда белый цвет ассоциировался со всем правым и положительным, а черный - с левым, в большинстве отрицательным. Белый Черемош получает свое название после слияния в маленьком населенном пункте Перкалаба двух потоков - Перкалаба (левого) и Сараты (правого), что в переводе означает «солоный». На правом берегу в среднем течении Сараты известно минимум три источника с водой хлоридно-натриевого состава, взятых под охрану государством как гидрологические памятники природы. Потоки и сами по себе достаточны для сплава на каяках, но только после их слияния мощность реки достаточна для сплава на байдарках, надувных плотах, лодках и катамаранах. При нормальном уровне воды ширина Белого Черемоша превышает 10 - 15 м, а средние глубины - не менее 0,4 - 0,5 м.
Начинать рафтинг следует именно от Перкалаба (в достаточно высокую воду), поскольку в лучшем варианте добраться сюда от Черновцов, Берегомета или Вижницы по автомобильным путям можно только во второй половине дня. Поэтому стоит остановиться, подготовить суда для сплава, хорошо отдохнуть и переночевать в лесничестве, на базе проведения учебных практик Черновицкого национального университета или в ныне пустых домах ликвидированного лесопункта. Если есть время, стоит сделать небольшую экскурсию по долине Перкалаба и в двух километрах выше впадения левого притока Прелучный ознакомиться с руинами некогда крупнейшей и самой красивой гамованки-дамбы, где накапливалась вода для сплава древесины в плотах. Живописное озеро существовало до 1985 г., и в зеркальном плесе отражались изумрудные леса и разноцветные скалы, сложенные сланцами. Сплав леса по рекам имел яркий этнографический гуцульский колорит, однако наносил немалый ущерб речной ихтиофауне и приводил к разрушению берегов, поэтому был признан экологически неуместным. А в заочном экономическом соревновании победил автотранспорт.
Начинать рафтинг по Черемошу надо в месте слияния двух истоков, ниже низкого автомобильного моста через Перкалабу, где абсолютная высота над уровнем моря составляет 950 м. Средняя скорость течения колеблется от 1 до 2 м/с, однако из-за наличия шивер и прижимов приходится быть осторожным и снизить скорость продвижения судов. Здесь, на отрезке между с. Перкалаб и с. Нижний Яловец, река в северо-восточном направлении прорывается через тектоническую структуру прядей Яровица - Гостов, поэтому долина узкая, с крутыми скалистыми склонами, русло извилистое. Автодорожный путь пролегает по левому берегу у самой воды и вследствие наводнений порой подвергается разорению. Частым случается подмыв берегов с падением деревьев, следовательно ситуация изменчива и следует быть внимательным к такого рода препятствиям в русле. Осторожно: ниже впадения левого притока Огленда (6 км от старта) - заброшенный деревянный мост в аварийном состоянии. Длина отрезка Перкалаба- Нижний Яловец - 7 км, падение русла 88 м (12,6 м/км). При нормальной воде и отсутствии существенных препятствий отрезок можно пройти за 2 часа.
Около с. Нижний Яловец в Белый Черемош впадает довольно большой и полноводный правый приток Яловичора. Отсюда долина Черемоша резко поворачивает на северо-запад вдоль простирания основных тектонических структур, поэтому долина несколько расширяется, а сама река приобретает солидного вида. В селе можно отдохнуть, переночевать, сделать небольшую пешеходную экскурсию к уникальному для буковинских Карпат озеру "Горное Око", к которому по дороге вдоль правого притока Яловичоры всего 2,5 км. Желающие могут захватить с собой резиновую лодку и изучить дно этого красивого водоема с удивительно прозрачной водой, отороченного стремительными склонами, поросшими лесом. Как это ни странно, но до сих пор происхождения озера не выяснено, окутано легендами. С Нижнего Яловца можно начинать сплав даже в периоды средней водности.
Рафтинг на Белом Черемоше возможен на каяках, байдарках, плотах и надувных лодках, катамаранах. Следует оговориться, что плавание по Белому Черемошу сложнее, чем по Черному. Некоторые из препятствий являются непреодолимыми для каяков и байдарок и требуют обноса по суше. А потому для прохождения таких участков желательно иметь опыт плавания по рекам не ниже третьей категории сложности. Особенностью этого отрезка реки является меандрирование русла по днищу долины, с регулярным чередованием стремительных правых и левых берегов, соответственно правых и левых прижимов. Скорость реки растет - местами до 10 км/ч, а именно плавание становится интереснее. Уже через 0,5 км ниже устья Яловичоры за первым левым поворотом появляются стоячие полуметровые волны, а затем несколько неожиданно - метровой высоты порог на всю ширину реки, который надо проходить ближе к левому берегу. Далее следующие 600 м представляют собой сплошной порог со стоячими волнами до 0,7 м.
Чуть ниже река делает резкий поворот направо и, прорываясь через ущелье, образует 8-каскадный порог с перепадом высоты до 7 м. Вот здесь как раз пригодятся каски и спасательные жилеты - на всякий случай. В дальнейшем русло прижимается больше к левому, стремительному склону долины. Встречается еще несколько порогов, но они не представляют серьезных трудностей. На 14-м километре от Нижнего Яловца слева впадает поток Гостивец, русло становится спокойнее, а через 2 км следуем к полуразрушенной деревянной плотине - бывшей гамованки Мариен - в устье одноименного левого притока. После спуска воды русло врезалось в отложенные рыхлые наносы, поэтому обносить суда надо руслом притока автодорогой слева. Перед этим следует отдохнуть возле домов небольшого поселка.
Длина отрезка Нижний Яловец - плотина Мариен - 9 км, падение русла - 77 м (8,6 м/км). При нормальной воде можно пройти за 2,5 - 3 часа. От плотины Мариен Белый Черемош делает резкий правый поворот и через ущелье прорывается через тектоническую структуру прядей Гребенище - Мариен. Сразу же за плотиной русло сужается, появляются многочисленные шивера и прижимы. 0,5 км ниже начинается первый серьезный порог Торбы. Первая часть порога длиной 450 м состоит из каскадов, которые поперек пересекают русло и образованные из плотных кремнистых и обычных песчаников эрозионно-отпрепарированных складок горных пород. Проходить его следует по центру. В дальнейшем поток выносит судна на водопад высотой 0,6 - 0,8 м с прижимом к левому берегу; проходить его стоит с безопасного правого. Последняя часть порогов длиной 400 м представлена крупными валунами, хаотично разбросанными по всему руслу, и стоячими волнами. После каждого наводнения общая картина порога несколько меняется, поэтому перед спуском желательно провести визуальную разведку из берегов и выбрать оптимальный маршрут. Порог Торбы ценится знатоками спортивного сплава, и поэтому большинство из серьезных спортивных сплавов начинается именно от плотины Мариен. Далее к устью правого притока г. Лопушна, русло которой представляет собой сплошной каскад порогов и шивер с быстрым течением и стоячими волнами разной высоты, и не дает ни минуты для расслабления. Длина отрезка плотина Мариен - г. Лопушна - 3 км, падение русла - 28 м (9,3 м/км), переход на протяжении 1 часа. Ниже устья р. Лопушна и до автодорожного моста небольшие пороги и шивера продолжаются, однако течение несколько замедляется. Отсюда по обоим берегам Белого Черемоша на протяжении почти 6 км раскинулось село хуторского типа Голошина.
Проплыв под вторым автодорожным мостом желательно выбрать место для отдыха, возможно и ночлега. Село известно источниками минеральных вод хлоридно-натриево-кальциевого типа с содержанием брома, а также нафтопроявлениями в воде некоторых источников. Длина отрезка г. Лопушна - с. Голошина - 3 км, падение - 6 м (2 м/км), переход за 1 час. От центра с. Голошина скорость течения резко увеличивается. На 3 км ниже, где Белый Черемош начинает поперек пробиваться через тектонические структуры мощной пряди Максимец, река неожиданно делает правый поворот и образует крутую меандру. Перед входом в меандры сохранились остатки бывшей Солотвинской гамованки, поэтому следует проявить бдительность. Сделав полукруг, река упирается в стремительный левый берег, а русло преподносит очередную порцию удовольствия. Водные потоки прорываются через поперек размещенные плиты песчаника, создают винтообразный вал воды, способный перевернуть не только каяки или байдарки, но и катамараны.
Немного передохнув на спокойной километровом участке возле небольшого поселка Тарначки, что на левом берегу, река входит во вторую крутую меандру и дарит второй сложный порог - Дудки. Он состоит из двух уступов. На верхнем уступе русло пересекают девять зубчатых каменных полос-степеней с растущим углом падения, который переходит в короткий прямой участок быстрого течения. Далее меандра делает крутой поворот влево, где начинается второй уступ, усеянный крупными глыбами, с высокими стоячими волнами. Завершается порог несколькими водосбросами. Тому, кто проходит Белый Черемош впервые, перед преодолением порога желательно провести предварительную разведку и оценить свои силы. Но на этих порогах туристы проходят только тренировки. Через 300 м начинается экзамен на водноспортивную зрелость.
Порог Воротца - самый сложный, опасный и наиболее труднопроходимый из всех порогов бассейна Черемоша. Река входит в полукилометровый каменный каньон с 14 каскадами, а русло местами сужается до 3 - 5 м. Основную сложность представляют "лестницы", образованные эрозионно-обточенным выступлениями крепких слоев песчаника, наискось пересекают реку. С лестницы вода своей массой напирает на левую стену, а потом резко отбивается к скалам правого борта. Как правило, мало кому здесь удается удержаться на судне, а для каяков, байдарок и резиновых лодок Воротца закрыты. Лучше не рисковать и обнести суда по суше: автодорога рядом на левом берегу, а с правого берега есть накатанная тропа. Для уменьшения содержания адреналина и отдыха рекомендуется остановиться на правом берегу неподалеку хутора Плай. Длина отрезка Голошина - Плай - 5 км, перепад высот - 100 м (20 м/км). При условии хорошей воды, ловкости участников и Божьей помощи отрезок можно пройти в течение 1 часа. Для подстраховки участников и сохранения инвентаря рекомендуется свободным от сплава сочувствующим заранее организовать контрольный пост ниже Воротцев и отлавливать из воды все, что касается водного туризма. В сырую и прохладную погоду следует зажечь костер и встретить героев горячим чаем и кофе. Не помешает и рюмка - вторая.
Ниже Плая Белый Черемош становится немного спокойнее, если не считать шиверных участков с попеременными лево-правосторонними прижимами. Через 4 км слева впадает крупнейший приток р. Пробийна, что ощутимо сказывается на водности реки. Еще через 2 км ущелье расступается, и мы попадаем в зону внутреннего Путильского низкогорья. Пойма расширяется, появляются первые острова. С обеих сторон раскинулись нарядные дома с. Яблоница, левобережная часть которого находится в Ивано-Франковской области, правобережная - на Буковинской стороне. Здесь же сохранились железобетонные остатки бывшей гамованки, где следует быть очень внимательными. В буковинской Яблонице стоит ознакомиться с сооружениями небольшой гидроэлектростанции деривационного типа. От прежнего водоема, создаваемого плотиной гамованки, проложен бетонный канал-лоток со значительно меньшим уклоном русла. На расстоянии 2 км полученная разница высот составляет около 12 м, достаточная для работы электрогенератора. После завершения сплошной электрификации горных районов ГЭС почти 25 лет не функционирует, однако новые веяния в использовании традиционных и нетрадиционных источников энергетики рано или поздно заставят вернуться к ГЭС такого экологически оправданного типа и восстановить малую гидроэнергетику горного села.
Интересно проследить изменение характера долины. Днище ее в составе первой-второй надпойменных террас становится достаточно широким - до 400 - 500 м, здесь размещены села, огороды и небольшие участки пашни. А русло с поймой корытом врезается в днище, оставляя в дне и берегах слоистые отложения различных горных пород - песчаников, известняков, аргиллитов, алевролитов. В с. Конятин находится первый автодорожный мост, соединяющий оба берега Белого Черемоша. При желании, в селе можно остановиться на отдых или ночлег в частных усадьбах в Карпатах. Длина отрезка Плай - Конятин - 10 км, перепад высот - 90 м (9 м/км). Отрезок можно пройти за 3 - 3,5 ч. Ниже по течению река становится немного медленнее, русло расширяется, в низкой воде хлопот могут придать шивера и косые зубцы складок слоев песчаника. Перед с. Долгополье следует обратить внимание на остатки бывшей гамованки. В центре села река делает резкий коленоподобный поворот сильными прижимами воды к берегам. Характер русла и реки не меняется до с. Стебно, течение достаточно сильное.
Длина отрезка Конятин - Стебно - 9 км, перепад высот - 55 м (6,1 м/км). Отрезок проходится за 2,5 - 3 часа. В с. Стебно Белый Черемош резко поворачивает влево, на северо-запад вдоль первой же пряди зоны внешнего среднегорья (гора Каменец), а ниже с. Шпетки так же резко поворачивает на северо-восток и входит в узкое ущелье. В русле частые стоячие волны, но на спокойных местах случаются небольшие галечниковые острова. Словно внезапно справа и слева раскрывается перспектива гор, впереди появляются дома с. Устерики, и за несколько минут слева впадает крупная река - Черный Черемош. Именно отсюда начинается собственно Черемош, приобретая мощность и вид солидной реки. На расстоянии нескольких сотен метров до слияния, над рекой протянулся подвесной пешеходный мост. На одном из островов можно разбить лагерь и устроиться на ночлег. Конечно, при неблагоприятном прогнозе атмосферной ситуации устраивать бивуак следует на высоких коренных берегах: во время сильных ливней вода в реках поднимается в час на несколько метров. Длина отрезка Стебни - Устерики - 4 км, перепад высот - 22 м (5,5 м / км). Возможность прохождения за 1 - 1,5 ч.
От с. Устерики Черемош резко поворачивает на юго-восток, сначала разделяясь на несколько русел. Выбирать наилучший вариант приходится каждый раз заново, ведь после паводков ситуация может коренным образом измениться. Вскоре русла сливаются в один поток, ширина которого достигает 25 - 40 м, глубины изменяются от 0,4 - 0,5 м на перекатах до 2 - 3 м на местах прижима воды к коренным берегам. Скорость течения в среднюю воду составляет 1,2 - 1,5 м/с, на стремнине - до 2 - 3 м/с. Далее река поворачивает налево и в с. Усть-Путила ниже нового автодорожного моста справа принимает другой большой приток - Путилу. Длина отрезка Устерики – Усть - Путила - 4 км, перепад высот - 22 м (5,5 м/км), время прохождения - 1 час. Остановимся в Усть -Путиле и сделаем водную экскурсию по притоку.
Информация с путеводителя
«Буковина туристическая»